Запросить КП для тендера
Нижний Новгород,
ул. Гордеевская, 59 В, 2 этаж
8 (800) 234-50-49 Заказать звонок
Пн–Чт: с 8:00 до 17:00
Пт: с 8:00 до 16:00
Наши услуги
На рынке клининговых услуг с
2004 года
Есть вопросы?
заполните форму, и наши
специалисты проконсультируют Вас
Запросить КП

Построить АЗС... посадить дерево... умножить прибыль...

В конце лета 2014 г. в Казахстане жители города Тараза выходили на многочисленные протесты - не дать срубить лесную рощу и построить на том месте АЗС. Увы, их никто не услышал. Как вы думаете, эта станция будет пользоваться большой популярностью?! Тут и к гадалке не ходи, и так понятно, что предприятие, которое выступает за сохранность лесов и природы, вызывает больше одобрения чем то, под постройку которого срубаются рощи и леса. А когда вся АЗС покрыта свежей травой, тут лютики-цветочки, а там елочки пушистые это отличный конкурентный маневр в непростой игре по продаже топлива.

Валентин Рыбак, директор мастерской ландшафтного дизайна «Диво-Сад», говорит о том, что чем выше конкуренция, тем большее значение имеет каждый фактор на АЗС: уют всей территории, комфорт внутри помещения, вежливый приветливый персонал, широкий ассортимент и качество топлива, кафе с вкусной кухней и прочее. Важно уделять внимание всему, из чего состоит станция, а также облагораживанию ее территории. Так, в компании «КазМунайГаз Онімдері» считают, что озеленение станции – это стандарт для АЗС, к которому должны стремиться все автозаправочные станции, особенно в населенных пунктах.
Озеленяемся

Сразу хочется успокоить тех, кому вопрос об озеленении АЗС представляется чем-то из разряда Теории струн - это проще, чем кажется. Нет, не стоит самому, засучив рукава, браться за лопату и начинать рыть ямки для вазонов, для этого существуют профессионалы своего дела. Валентин Рыбак, директор мастерской ландшафтного дизайна «ДивоСад», комментирует: «Существует налаженный стандарт работ. Сначала подрядчик делает диагностику объекта. Вы даете рекомендации заказчику, что нужно сделать обязательно, а что желательно. Это не касается проекта. Например, нужно заменить бесплодный грунт на плодородный, нужно сделать дренаж там, где часто стоит вода и т.п. Далее идет работа над проектом озеленения. Мы проводим фототест, по которому определяем предпочтения клиента и максимально стараемся приблизить проект к требованиям заказчика. Затем уже идет работа над самим проектом озеленения АЗС».

А дальше дизайнер, имея на руках результаты фототеста и предпочтений заказчика, сам создает проект, подбирая растения, соответствующие всем оговоренным условиям. Не имеет значения, кто производитель растений, главное, чтобы сорта и виды соответствовали местности и требованиям для АЗС. Срок службы насаждений зависит от ухода, а чтобы растения были менее зависимы от подкормок, важна толщина плодородного слоя.

Затрагивая вопрос о требованиях к озеленению территорий станции, пугаться не стоит, их не так много, но они есть:

• Запрещено озеленение территории АЗС деревьями хвойных пород, деревьями, кустарниками и травами, которые выделяют волокнистые вещества или пух.

• На территории АЗС должно быть обеспечено постоянное скашивание и удаление высохшей травы, вырубка поросли деревьев и кустарников, сбор опавшей листвы.

Валентин Рыбак продолжает: «В связи с этим, многие АЗС предпочитают вообще с озеленением не связываться, ограничиваясь газонами. Однако решение есть. Можно создавать оригинальные стильные уголки, которые у посетителей будут вызывать восхищение, но не требовать от администрации много внимания и ухода, люди будут запоминать эти места, фотографировать, рассказывать другим». И вот даже, выбирая просто газон, владельцы АЗС стараются на нем сэкономить, но зачастую это приводит к плачевному результату. Так считает директор компании ВОNЕX GROUP Александр Саратовцев: «Одна из главных проблем, с которой мы сталкиваемся, работая с АЗС - стремление владельцев сэкономить на всем, что касается озеленения, и как следствие - ужасные последствия. Особенно при подготовке грунтовой площадки. Главный нюанс - кто потом будет это все обслуживать? Владельцы должны понимать, что стрижка - еще далеко не все, что требуется для достойного внешнего вида газона». В этом вопросе с коллегой солидарен Валентин Рыбак: «Столкнулись с проблемой, когда закономерное и разумное желание сэкономить было чрезмерным. Как мы не убеждали заказчика, что 5 см растительного грунта - это мало, он настоял на своем. На таком тонком слое газон при регулярном скашивании быстро истощился. Исправить ситуацию можно было постоянными подкормками, но и этого не делалось. Поэтому вскоре мы увидели грустное зрелище».

Отсюда делаем вывод: озеленение - не тот процесс, на котором следует экономить. Да и вообще - все, что касается внешнего вида станции и прилагающих ее территорий, должно находиться под тщательным вниманием руководства - встречают ведь по одежке.

Зимой или летом?

Помнится, раньше траву высаживали в определенное время года, даже сверялись по лунному календарю. Когда доходило дело до цветов, выбирали благоприятные направления ветра и тщательно удобренную почву. Сегодня технологии дошли до упрощенных вариантов рассадки и озеленения.

«На сегодняшний день технологии позволяют производить посев травы практически в любое время, от таяния снега до первых заморозков», - говорит директор компании ВОNЕX GROUP Александр Саратовцев. В компании «КазМунайГаз Онімдері» рассказали, что озеленение территорий их АЗС происходит в основном в весенне-летний период путем посадки газонов и устройства цветников на въезде-выезде и возле стел, как правило, это петуния, тагетес и прочие цветущие.

Озеленением можно заняться даже зимой или поздней осенью, тем более что у ландшафтных фирм меньше работы и они могут предоставить скидку. «Современные фирмы по озеленению работают почти круглый год, так как высаживают уже прижившиеся контейнерные растения, - рассказывает Валентин Рыбак. - Если проводить работы по устройству посевных (не рулонных) газонов, то лучше, чтобы сам сев пришелся на раннюю весну или конец лета. Иначе нужно будет очень много поливов для поддержания влажности почвы. То есть подготовка может происходить в любое время, а сев в обозначенные сроки. На горизонтальных почвах можно сеять газон по подготовленной почве даже после заморозков, а весной ждать всходов».


Мало кто сегодня из представителей топливной торговли решился на смелые эксперименты в озеленений своих АЗС. Как правило, все ограничиваются газоном и парой клумб. Но ведь есть проекты, которые способны не только задержать клиента на станции, но и заставить его вернуться ради уютной атмосферы. Валентин Рыбак продолжает мысль: «АЗС можно сделать притягательным местом, а не только пунктом остановки для заправки бака. Скажем, создать на территории станции стилизованные фантастические пейзажные уголки из камней, с покрытием из ирландского мха и различных очиток (Очиток - род суккулентных растений семейства Толстянковые. Русское народное название — «грыжная трава», примечание редакции). Ирландский мох напоминает то ли зеленый мох, то ли короткую траву, большую часть года он изумрудно зеленый, приковывает к себе внимание, прохожие часто останавливаются и спрашивают, где такое можно купить. Это растение вечнозеленое неприхотливое, полностью подходит под требования».

Озеленять АЗС не только крайне полезное дело для бизнеса, но и для здоровья своих клиентов и работников, однако следует помнить, что не все растения эффективны для автозаправочных станций.

Борьба с загрязнениями

О том, что деревья прекрасно подходят в борьбе с загрязнением воздуха - учат еще в школе. Но если принимать во внимание, что АЗС - зона-носитель промышленных загрязнений, стоит учитывать, что не все саженцы долго прослужат на такой территории.

Санитарно-гигиенические функции зеленых насаждений проявляются в их способности снижать концентрацию углекислоты в воздухе и обогащать ее кислородом. Велика роль зеленых насаждений в очищении воздуха от вредных газов. Такая их способность зависит от многих факторов: породного состава и полноты древостоев, ширины полос, формы, ажурности, высоты и размещения деревьев и кустарников. Наиболее эффективны для очистки от газов лиственные насаждения. Установлено, что полосы шириной 30-60 м снижают концентрацию окиси углерода в воздухе от выхлопных газов автотранспорта в более чем два-три раза. Так что именно лиственные и подойдут для очищения воздуха на АЗС.

Но не обязательно придерживаться правил фен-шуя чтобы достичь двойного результата - и украсить свою АЗС, и защитить ее посетителей. Если брать во внимание не просто газон и пару-тройку цветов, а полноценные насаждения - деревья и кустарники для АЗС подойдут прекрасно. Высаживать их лучше под углом 80-90° к направлению господствующих ветров, для достижения наибольшего ветрозащитного эффекта.


Для получения максимального санитарно-гигиенического эффекта не менее важным является подбор ассортимента растений. При отборе газоустойчивых растений следует учитывать их систематическое положение. Исходя из того, что однолетние цветочные растения более резистентны к токсикантам, лиственные деревья устойчивее хвойных. Устойчивость растений к токсикантам зависит и от их возраста: молодые растения лучше переносят изменения внешней среды и быстрее восстанавливаются после поражения. При направленном воспитании саженцев в условиях слабой загазованности деревья в возрасте 5-9 лет, а кустарники к 3-5 годам вполне подготовлены для посадки в защитные полосы. Растения для озеленения АЗС следует подбирать быстрорастущие, с наиболее ранним наступление их защитного действия, а также ранним смыканием крон для сокращения затрат по уходу за ними. При этом учитывается долговечность и устойчивость растений против неблагоприятных климатических условий, а также против вредных насекомых и грибковых заболеваний. При подборе устойчивых к токсикантам видов предпочтение следует отдавать растениям с плотной, хорошо облиственной кроной (шелковица белая или софора японская и др.).

Для озеленения АЗС пригодно большинство наиболее распространенных деревьев и кустарников. Наиболее чувствительны к условиям АЗС береза повислая, рябина, черемуха, барбарис, калина, кизильник блестящий и скумпия. Из цветочных растений относительно устойчивы антирринум, вербена гибридная, тагетес, виола, астра, а из газонных трав - мятлик луговой, овсяница красная, райграс пастбищный.

Любимый всеми вопрос

Вопрос цены. Как уже было сказано выше - экономить на озеленении АЗС не имеет смысла - выйдет хуже, даже несмотря на то, что цены на услуги ландшафтных фирм низкими не назовешь. Так, например, компания «КазМунайГаз Онімдері» на посадку и уход за газонами в разрезе на одну АЗС тратит порядка 300 тыс. тенге, это примерно 120 тыс. руб. (примечание редакции), ухаживают за многолетними травами на станции сами ее работники. Если брать цены в России, то заняться озеленением АЗС под ключ выйдет в несколько миллионов рублей, естественно, в зависимости от размеров территории. Сумма не маленькая, да еще и сэкономить на том же газоне достаточно сложно. Но есть одна лазейка, о которой рассказал директор мастерской ландшафтного дизайна «ДивоСад»: «Расскажу мое видение, как в некоторых случаях ландшафтная фирма может полностью окупить свою работу, то есть сделать озеленение почти бесплатно. Этот вариант применим на строящихся объектах, где по требованиям пожарной службы вы обязаны устроить пожарный резервуар. Вместо приобретения и монтажа огромных емкостей закажите ландшафтной фирме пожарный водоем. На последнем объекте, где ми это делали - заказчик сэкономил около 10 млн. руб. по докризисным ценам. Это окупит все ландшафтные работы на любой АЗС». Ну а если АЗС уже спустя несколько лет своего существования решила обзавестись зеленой травой и несколькими рядами деревьев - объявляется субботник и раздается каждому из работников по лопате и саженцу - и корпоративный дух укрепится, и несколько сотен тысяч денег сохранится.

Озеленение АЗС - это, в первую очередь, поддержание имиджа компании и создание уюта для клиентов и работников станции. Это лишь кажется, что деревце или ирландский мох не способны задержать покупателя еще на одну чашку кофе на АЗС, а на деле - даже минимальный ландшафтный дизайн способен не только украсить заправку, но и побудить вернуться именно сюда.

Не стоит снова говорить о жесткой конкуренции, в которой сейчас находятся представители этой ниши, так было всегда и, увы, так будет и впредь, стоит лишь отметить, что озеленение АЗС может стать отличным поводом превратиться в еще более конкурентоспособного игрока и, возможно, разрушить в глазах клиента стереотип «врага природы и экологии». И не стоит забивать, что экологические течения и бренди сегодня находятся в самом что ни на есть тренде.

СОВРЕМЕННАЯ АЗС, ЯНВАРЬ, 2015